История возникновения клубов в России
Добавлено: 16 июн 2018, 17:29
В нашей стране история содержания хорьков как домашних питомцев начинается с 1980-х годов, а точнее с 1978 года. Знаменитый советсткий зоолог Дмитрий Терновский выводит в 1978 году гибрид хорька и норки, которого называет "хонориком". Хонорик, выведенный исключительно для целей пушной промышленности, быстро завоевывает популярность благодаря своему выдающемуся меху. Появляется мода на хонориков, но так как зверь этот – редкий и мало кому доступный, и к тому же агрессивный и приручается очень плохо, люди начинают держать дома хорьков. Но массовое распространение хорьков в России как домашнего питомца начинается в 2000-х годах. В 2000 г. появляется первый русскоязычный сайт по домашним хорькам – «Дом хоренка» (ferret.apus.ru). Его создают москвичи Алексей Полунин и Максим Колонок, купившие хорька на Птичьем рынке и пожелавшие предоставить всем информацию о содержании хорьков в домашних условиях. Сайт становится и первой площадкой для общения любителей хорьков. Хорьки все еще остаются настоящими экзотами. Большинство продавцов на Птичьем рынке сознательно называют этих зверей «хонориками», ведь «хонорик», этот разрекламированный в 1980-е годы бренд, в сознании людей ассоциируется с таинственной и благородной экзотической зверушкой. Поэтому многие владельцы пребывают в уверенности, что у них не хорек, а хонорик. «Дом хоренка» старается развенчать этот миф, а также научить людей правильному содержанию хорьков. Именно в период с 2000-х годов в обиход входят такие понятия как «фретка», «ферретка», «фаршекаша», «вонялки», именно в это период в России появляются первые рекомендации кормить хорька сухими кормами и фаршекашей. На сайт помещается минимум необходимой информации, в основном – переводы с ferretcentral.org. «Дом хоренка» остается единственным местом общения любителей хорьков около двух лет. Однако он уже не может удовлетворить возрастающую потребность в новой информации. В условиях информационного вакуума, когда находка каждой, даже почти антикварной, книги по звероводству, приравнивается к открытию пенициллина, не могли не появиться другие, более обширные и структурированные, источники информации, с 2002 года количество сайтов начинает увеличиваться.
Так же появляются клубы, первый клуб был создан в 2002 году, но через год он распадается и создается несколько новых. И в 2002 году появляется информационный сайт «Феррет Центр» (ferret.ru). Он создается двумя московскими заводчиками - Дмитрием Калининым и Екатериной Мельник при поддержке заводчика «старой школы» Юлии Пискаревой. «Феррет Центр» отличается от «Дома хоренка» прежде всего количеством и качеством информации о хорьках и ориентацией на зарубежный опыт содержания этих зверей. «Феррет Центр» стоит особняком от остальных сообществ и активно развивается параллельно им. В том же году наиболее активные участники сайта «Дом хоренка» (Алексей Полунин, Максим Колонок, Анна Волкова, Вадим Улыбин, Светлана Федосенко, Лев Куропаткин и Ирина Тыщук) образуют первое более-менее оформленное сообщество любителей хорьков. Эти люди заинтересованы в развитии хорьководства, но через некоторое время их интересы перестают совпадать. Одни стремятся применить свои знания к популяризации хорьков, другие – к реализации личных амбиций. В результате первое сообщество существует меньше года. В 2003 г. его покидают Анна Волкова с Ириной Тыщук. Затем - Лев Куропаткин со Светланой Федосенко, забирая домен horek.ru. Сайт horek.ru обособляется и вскоре перестает развиваться. Алексей Полунин и Максим Колонок образуют клуб «АЛьФ» (Ассоциация любителей фреток). Для него регистрируется домен horek.com, который становится преемником «Дома хоренка». Анна Волкова совместно с Ириной Тыщук создают клуб «Русский Хорь», сайтом которого становится ferretclub.ru. Цели перед сотрудниками клубов стоят одинаковые: поиск ветеринарных специалистов, популяризация хорьков как домашних животных, накопление знаний и опыта, но методы работы оказываются разные. Одни акцентируется на опыте звероводов (выращивающих большую и пушистую шкурку) и организацию выставок хорьков (чья родословная чаще всего идет с Птичьего рынка и звероферм). Другие решают углубиться в медицину и ветеринарию, видя непонимание и ошибки со стороны врачей.
Первые выставки хорьков клубы проводят совместно с некоммерческой организацией «Кроликозверовод».
Уровень их низкий: неподготовленность животных к показу, проведение выставок в неподходящие для хорьков периоды, отсутствие информационных материалов и выставочного оборудования, небольшой объем знаний о хорьках, отсутствие критериев отбора производителей. О системе оценок, разработанной специально для домашних хорьков, тогда еще никто не задумывается. Экспертиза проводится по стандартам звероферм, то есть учитывается только состояние меха. Кастрированные животные оцениваются в одном классе с племенными, молодые - со взрослыми, самки - с самцами. Но уже тогда начинаются горячие дебаты о правомерности присуждения того или иного титула. Формально выставки проводятся для показа хорьков и просвещения посетителей, но de facto они становятся соревнованием между клубами по оформлению выставочного стенда, поиску новых владельцев и записи их в свой клуб, сбору слушателей. А для некоторых выставки оказываются хорошим шансом попробовать себя в качестве телезвезды. О селекционной работе и выведении истинно домашних хорьков еще никто не задумывается. Разведение хорьков сводится к копированию работы звероферм, порой неудачному. Об экстерьере, характере и лояльности разводимых хорьков к человеку вспоминают в последнюю очередь. Некоторые заводчики, словно дети, ставят эксперименты с окрасами, не задумываясь о последствиях: «а что будет, если…». В результате скрещиваются такие окрасы, как пастель и золото, пастель и перламутр. Последствия этих экспериментов, к сожалению, выплывают до сих пор.
Популяризация хорьков, за которую с большим энтузиазмом берутся клубы, приводит к неожиданным последствиям.
Она оказывается «айсбергом», вершиной которого является приобщение «к своей вере» новых людей и подпитка чувства собственной значимости, невидимыми же «подводными камнями» становятся быстрый рост рахитных заболеваний у щенков и необъявленная война со стороны рыночных торговцев: подлоги, клевета и распространение заведомо ложной информации. Постоянно чувствуется острая нехватка информации и опыта. В 2003 году «Русский хорь» обращается за помощью к Наталье Николаевне Шумилиной (кандидат с.-х. наук, доцент МКАВМиБ им. Скрябина), которая предлагает организовать на базе Академии курсы по хорьководству, а в дальнейшем помогает разработать первую выставочную систему оценок для домашних хорьков. Вначале на курсах читается краткий курс промышленного звероводства, на базе которого слушатели должны были построить свою, новую систему знаний, адаптированную к изменяющимся условиям. В дальнейшем курс лекций корректируется, но основой его по-прежнему остается та же суть «как вырастить большую и хорошую шкуру», которую некоторые слушатели, к сожалению, в дальнейшем берут за основу своей деятельности. Москвичи, будучи пионерами в развитии декоративного хорьководства, через некоторое время начинают экспансию в другие города и обращают свое внимание на Санкт-Петербург. В северной столице сценарий развития хорьководства мало отличается от московского: гуляния, просвещение заинтересованных людей и… отсутствие сплоченной работы. Проблем здесь оказывается больше, чем в Москве: отсутствие ветеринарных специалистов по хорькам, хронический недостаток информации о правильном кормлении, высокая плотность рахитных и инфекционных заболеваний как результат некомпетентности заводчиков. Первый питерский клуб любителей хорьков появляется в 2003 г. в качестве филиала московского «Русского Хоря». Инициаторами его образования становятся Светлана Рыбникова и Анна Волкова, а одним из наиболее активных участников - Наталья Пукелова. Приоритетными задачами питерского клуба на тот момент являются просвещение владельцев и борьба с рахитом, захлестнувшего просторы северной столицы.
Так же появляются клубы, первый клуб был создан в 2002 году, но через год он распадается и создается несколько новых. И в 2002 году появляется информационный сайт «Феррет Центр» (ferret.ru). Он создается двумя московскими заводчиками - Дмитрием Калининым и Екатериной Мельник при поддержке заводчика «старой школы» Юлии Пискаревой. «Феррет Центр» отличается от «Дома хоренка» прежде всего количеством и качеством информации о хорьках и ориентацией на зарубежный опыт содержания этих зверей. «Феррет Центр» стоит особняком от остальных сообществ и активно развивается параллельно им. В том же году наиболее активные участники сайта «Дом хоренка» (Алексей Полунин, Максим Колонок, Анна Волкова, Вадим Улыбин, Светлана Федосенко, Лев Куропаткин и Ирина Тыщук) образуют первое более-менее оформленное сообщество любителей хорьков. Эти люди заинтересованы в развитии хорьководства, но через некоторое время их интересы перестают совпадать. Одни стремятся применить свои знания к популяризации хорьков, другие – к реализации личных амбиций. В результате первое сообщество существует меньше года. В 2003 г. его покидают Анна Волкова с Ириной Тыщук. Затем - Лев Куропаткин со Светланой Федосенко, забирая домен horek.ru. Сайт horek.ru обособляется и вскоре перестает развиваться. Алексей Полунин и Максим Колонок образуют клуб «АЛьФ» (Ассоциация любителей фреток). Для него регистрируется домен horek.com, который становится преемником «Дома хоренка». Анна Волкова совместно с Ириной Тыщук создают клуб «Русский Хорь», сайтом которого становится ferretclub.ru. Цели перед сотрудниками клубов стоят одинаковые: поиск ветеринарных специалистов, популяризация хорьков как домашних животных, накопление знаний и опыта, но методы работы оказываются разные. Одни акцентируется на опыте звероводов (выращивающих большую и пушистую шкурку) и организацию выставок хорьков (чья родословная чаще всего идет с Птичьего рынка и звероферм). Другие решают углубиться в медицину и ветеринарию, видя непонимание и ошибки со стороны врачей.
Первые выставки хорьков клубы проводят совместно с некоммерческой организацией «Кроликозверовод».
Уровень их низкий: неподготовленность животных к показу, проведение выставок в неподходящие для хорьков периоды, отсутствие информационных материалов и выставочного оборудования, небольшой объем знаний о хорьках, отсутствие критериев отбора производителей. О системе оценок, разработанной специально для домашних хорьков, тогда еще никто не задумывается. Экспертиза проводится по стандартам звероферм, то есть учитывается только состояние меха. Кастрированные животные оцениваются в одном классе с племенными, молодые - со взрослыми, самки - с самцами. Но уже тогда начинаются горячие дебаты о правомерности присуждения того или иного титула. Формально выставки проводятся для показа хорьков и просвещения посетителей, но de facto они становятся соревнованием между клубами по оформлению выставочного стенда, поиску новых владельцев и записи их в свой клуб, сбору слушателей. А для некоторых выставки оказываются хорошим шансом попробовать себя в качестве телезвезды. О селекционной работе и выведении истинно домашних хорьков еще никто не задумывается. Разведение хорьков сводится к копированию работы звероферм, порой неудачному. Об экстерьере, характере и лояльности разводимых хорьков к человеку вспоминают в последнюю очередь. Некоторые заводчики, словно дети, ставят эксперименты с окрасами, не задумываясь о последствиях: «а что будет, если…». В результате скрещиваются такие окрасы, как пастель и золото, пастель и перламутр. Последствия этих экспериментов, к сожалению, выплывают до сих пор.
Популяризация хорьков, за которую с большим энтузиазмом берутся клубы, приводит к неожиданным последствиям.
Она оказывается «айсбергом», вершиной которого является приобщение «к своей вере» новых людей и подпитка чувства собственной значимости, невидимыми же «подводными камнями» становятся быстрый рост рахитных заболеваний у щенков и необъявленная война со стороны рыночных торговцев: подлоги, клевета и распространение заведомо ложной информации. Постоянно чувствуется острая нехватка информации и опыта. В 2003 году «Русский хорь» обращается за помощью к Наталье Николаевне Шумилиной (кандидат с.-х. наук, доцент МКАВМиБ им. Скрябина), которая предлагает организовать на базе Академии курсы по хорьководству, а в дальнейшем помогает разработать первую выставочную систему оценок для домашних хорьков. Вначале на курсах читается краткий курс промышленного звероводства, на базе которого слушатели должны были построить свою, новую систему знаний, адаптированную к изменяющимся условиям. В дальнейшем курс лекций корректируется, но основой его по-прежнему остается та же суть «как вырастить большую и хорошую шкуру», которую некоторые слушатели, к сожалению, в дальнейшем берут за основу своей деятельности. Москвичи, будучи пионерами в развитии декоративного хорьководства, через некоторое время начинают экспансию в другие города и обращают свое внимание на Санкт-Петербург. В северной столице сценарий развития хорьководства мало отличается от московского: гуляния, просвещение заинтересованных людей и… отсутствие сплоченной работы. Проблем здесь оказывается больше, чем в Москве: отсутствие ветеринарных специалистов по хорькам, хронический недостаток информации о правильном кормлении, высокая плотность рахитных и инфекционных заболеваний как результат некомпетентности заводчиков. Первый питерский клуб любителей хорьков появляется в 2003 г. в качестве филиала московского «Русского Хоря». Инициаторами его образования становятся Светлана Рыбникова и Анна Волкова, а одним из наиболее активных участников - Наталья Пукелова. Приоритетными задачами питерского клуба на тот момент являются просвещение владельцев и борьба с рахитом, захлестнувшего просторы северной столицы.